Композиция в живописи. Построение картинной плоскости и пространство
Построение картинной плоскости
Все, что изображено на картине — фигуры, предметы, — все это должно быть расположено на картинной плоскости. Для того, чтобы изображение на картине «держалось» и не распалось на части, необходимо принимать во внимание саму структуру картины.
Картина должна иметь масштаб, соответствующий ее характеру: то, что изображено в жанровых картинах Федотова, требует небольшого масштаба; темы и характер исторических картин Сурикова требуют большого масштаба. Многие, хорошо задуманные картины художников проигрывают только оттого, что они выполнены не в том масштабе.
Выбор формата картины — не менее существенный момент. Суриков предпочитал сильно растянутый вширь формат, особенно когда ему предстояло изобразить многолюдную толпу. В картине «Меншиков в Березове» формат ближе к квадрату, и вместе с тем герой не может встать во весь рост («ударится головой о верхний край картины», — говорили критики). Но это не просчет художника, он пластически раскрывает тему: исторический герой находится в плену.
Художники Возрождения были очень чутки к формальным особенностям картинной плоскости, к ее пропорциям. Они часто прибегали к золотому сечению (то есть 5:8). Они любили композицию картины в виде триптиха, причем его среднее звено обычно широкое, боковые створки вполовину уже среднего звена.
Дрезденская картина Вермеера «Девушка с письмом» привлекает к себе внимание не только своими пронизанными светом красками, но и ясностью геометрического построения.
Строгий профиль девушки вырисовывается на фоне гладкой стены, с одной стороны видна створка окна, с другой — отвесно падающая вниз занавеска. Ясные, простые формы прямоугольников усиливают впечатление гармонии и тишины.
Пространство в композиции картины
В живописи нового времени трехмерное пространство служит не только местом действия фигур, оно еще участвует в создании целостной композиции. В картине Вермеера одиночество и покой читающей письмо девушки подчеркнуты тем, что за ней видна гладкая, пронизанная светом стена. В картине В. Маковского «Объяснение» пространство как бы участвует в раскрытии жанровой темы.
Рояль отделяет молодого человека от смущенной девушки, пространство между ними дает понять, что объяснение еще не состоялось, не преодолены внутренние препятствия. Вместе с тем анфилада комнат за ними, свет, который льется через открытую балконную дверь, весь этот небывалый у Маковского простор — в этом как бы угадывается выражение робких надежд двух любящих сердец.