Композиция в живописи на примерах из искусства Нового времени

Понимание композиции, которое выработалось после Возрождения, особенно в XVII веке, легло в основу западноевропейской живописи XIX века, во всяком случае, в основу живописи таких художников, как Делакруа, Домье, Милле и Курбе. Известная картина Милле «Сборщицы колосьев» может считаться одним из прекрасных образцов композиции в реалистической живописи XIX века.

Сборщицы колосьев. Жан-Франсуа Милле, 1857, масло.
Сборщицы колосьев. Жан-Франсуа Милле, 1857, масло.

Художник выразил в этой картине не только свое глубокое сострадание к бедным женщинам, которые собирают оставшиеся колосья на сжатом поле. В композиции картины он передал мерный ритм работы. В наклоне фигур проглядывает нечто приниженное и вместе с тем они величественны и прекрасны. Лиц почти не видно, зато тем более выпукло выступает движение фигур. Высокий горизонт «прижимает» две склонившиеся фигуры к земле, но третья, повернутая спиной, фигура стоит прямо и замыкает композицию. Можно сказать, что зритель вместе с нею мысленно входит в картину. Милле высоко чтил Пуссена. Его композиционное мастерство он применил к изображению народной жизни своего времени.

Русские живописцы реалистической школы придавали большое значение композиции, особенно в многофигурных тематических картинах. В практике Академии художеств в то время композиция понималась поверхностно, формально, всего лишь как соблюдение условных правил, забота о внешней красивости, и это отвлекало внимание художников от внутренней сущности того, что они изображали. И. Н. Крамской горячо восставал против академического подхода и высоко ценил новаторство Александра Иванова:

«В сочинение и композицию, — писал Крамской, — он внес идею не произвола, а внутренней необходимости. То есть соображение о красоте линий отходило на второй план, а на первом месте стояло выражение мысли, красота же являлась сама собой, как следствие».

Картина Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии») послужила отправной точкой развития композиции в русской живописи второй половины XIX века.

Явление Христа народу. А. Иванов, 1837—1857, масло.
Явление Христа народу. А. Иванов, 1837—1857, масло.

Характерным примером композиции в живописи передвижников может служить известная картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. И. Репин, 1880—1891, масло.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. И. Репин, 1880—1891, масло.

В картине представлено, как запорожцы собрались, чтобы дать отпор посягательствам турецкого султана на их свободу. Писарь гусиным пером старательно выводит слова, казаки бурно заливаются веселым смехом, подбирая насмешливые выражения в адрес султана. Общее впечатление от картины — естественность; запорожцы держатся непринужденно, можно подумать, что художник не стеснял их своим режиссерским замыслом. Действительно, в то время, когда Репин создавал свою картину, главным достоинством композиции в живописи считалось, что она не должна бросаться в глаза зрителям. Между тем художник долго и упорно работал над этой темой в рисунке, в эскизе и в первом варианте, прежде чем пришел к окончательному, наиболее совершенному решению. В карандашном наброске это просто группа людей, стоящая вокруг стола, за которым сидит писарь; эскиз маслом — это фрагмент рисунка: всю картинную плоскость заполняют смеющиеся лица; в одном варианте выделяется фигура стоящего в красном жупане Тараса Бульбы, но в другом он отодвинут на второй план фигурой в белом жупане, повернутой спиной.

Можно догадаться, что художник стремился к такому расположению фигур в картине, которое давало бы наиболее полное и многогранное представление о том, что такое Запорожская вольница. Запорожцы ярки и самобытны, ни один не похож на другого, каждый держится по-своему. Один до пояса голый, другой в рубашке, третий в толстом жупане. Они обступили писаря, но он, хотя и находится в центре, кажется маленьким и тщедушным по контрасту с ними. Репин долго искал, прежде чем нашел окончательное решение: запорожцы окружили писаря, но не закрывают его от наших глаз. Группа замкнутая, тесная посередине и более свободная, открытая по краям. Группа со всех сторон срезана рамой, можно догадываться, что это часть многолюдного сборища. Вместе с тем в расположении фигур есть известная закономерность. Две бритые головы находятся по бокам от писаря. Фигура в белом жупане замыкает группу, успокаивает движение, придает картине монументальность. Картина Репина — это не жанровая сценка, но историческая картина, и это выражено в ее композиции.

Композиция в живописи
Статья 3 из 10
Пожалуйста, войдите, чтобы оставить комментарий