Композиция в живописи. Эскиз

Всякая композиция начинается с эскиза. Эскиз в живописи — это проект картины. Все основные вопросы должны быть продуманы и решены в эскизе.

Главный из этих вопросов, требующий решения в первую очередь — это идея, сюжетный замысел, основная мысль, которую надо выразить понятно и просто. В дальнейшей работе вопросы художественного выражения главной мысли будут приобретать все большее значение, однако идейное содержание произведения всегда остается главным, руководящим и подчиняющим себе все остальное.

Обязательно ли делать эскиз?

Безусловно, обязательно. Начинающий художник должен приучить себя с первых шагов в искусстве начинать всякую творческую работу с эскиза. Эскиз нужен не только для картины, но и для портрета, для пейзажа, даже для академического рисунка с натуры.

Только наброски делаются без предварительного эскиза. Но и наброски не должны быть случайными, сделанными неизвестно для чего. Они преследуют определенную цель — уловить движение животного, птицы, человека, как бы «записать», «запомнить карандашом» выразительный поворот, ракурс, характер изображаемого. Здесь не случайно приведено выражение — «запомнить карандашом», так как делать эскизы — значит, образно выражаясь, думать карандашом.

Какие же вопросы решает эскиз? Самые основные, без которых не может быть творческого произведения. Главная задача в работе над эскизом — добиться выразительности, правильности общего впечатления в поисках художественного образа. Сюда входит расположение частей картины — групп людей, предметов, пейзажа и так далее, расположение силуэтов пластических форм, основных линий, цветовых пятен, которые создают колорит произведения; и при всем этом нельзя упускать главной цели работы — создания художественного образа.

Следовательно, эскиз — это уже композиция. Но композиция не кончается в эскизе, она здесь начинается, и забота о совершенствовании ее не оставляет художника до последнего удара кисти в его работе над картиной.

Чтобы основная мысль стала ведущей в картине, чтобы создать единую форму, надо в начале работы над эскизом отказаться от деталей и набросать всю сцену целиком. Леонардо да Винчи, например, советовал делать эскизы большой кистью, потому что если будет понятна в эскизе главная мысль, то дальнейшая разработка деталей сделает ее еще ясней; если же эскиз в самом начале не ясен в целом, то никакие детали не помогут.

Композиция тесно связана с созданием художественного образа. Собственно, композицией и решается самая великая задача творчества — создание художественного образа в картине. Художественный образ (в данном случае не в философском, а в творческом, практическом смысле) является настолько важным, что становится главной целью поисков при эскизировании будущей картины.

Если вспомнить ставший классическим пример создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», то видно, что уже в эскизах к ней заключалось самое существо будущей картины — художественный образ в основном мотиве сюжета.

Боярыня Морозова. В. Суриков, 1884-1887. Масло
Боярыня Морозова. В. Суриков, 1884-1887. Масло

Черный силуэт на белом фоне — сидящая боярыня на фоне снега и заснеженных строений.

Боярыня Морозова. В. Суриков, 1881-1884. Карандаш
Боярыня Морозова. В. Суриков, 1881-1884. Бумага, акварель, графитный карандаш

Или картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»: на фоне безлюдных волжских просторов возникает вдруг по контрасту группа бурлаков — серая, унылая, поражающая своим драматизмом.

Бурлаки на Волге. И. Репин, 1872—1873. Масло
Бурлаки на Волге. И. Репин, 1872—1873. Масло

Эскиз к картине:

Бурлаки на Волге. И. Репин, 1872—1873. Карандаш
Бурлаки на Волге. И. Репин, 1870. Карандаш

Теперь эти картины кажутся естественными, такими, какими они и должны быть, но история создания их говорит о том, что они дались их авторам ценой огромного труда, массы времени и большого количества вариантов эскизов.

Картина создается творческим воображением художника. Она не рассказывает, а показывает, и в этом ее сила и особенность. Картина не является протокольным документом, как фотография. Она — духовное свидетельство времени и эпохи, она выражает мысли и чувства людей этого времени.

О картине И. Е. Репина «Не ждали» можно говорить много: пересказать ее содержание, анализировать мастерство художника, вникнуть в историческое и общественное значение произведения. Но все слова бледнеют перед тем потрясающим впечатлением, которое производит сама картина. Такова сила искусства живописи.

Не ждали. И. Репин, 1884—1888. Масло
Не ждали. И. Репин, 1884—1888. Масло

Ниже приведены два наброска к картине:

Не ждали. И. Репин, 1883. Карандаш
Не ждали. И. Репин, 1883. Карандаш
Не ждали. И. Репин, 1883. Карандаш
Не ждали. И. Репин, 1883. Карандаш

Любую картину в каком-то смысле можно рассматривать как замкнутый мир, имеющий собственную внутреннюю жизнь. Многие художники и теоретики рассматривали картину в виде «сценической коробки», с боков строго ограниченной рамой, а спереди и сзади прозрачными стенками. Ничто не должно выходить за стены и нарушать целостность картины. В. Серов говорил, что одной из забот, всю жизнь его преследовавшей при работе над портретами, была забота о том, чтобы персонажи не «вываливались» на зрителя, а находились в глубине картины. Все, что выходит за переднюю плоскость картины, антихудожественно, нелепо и разрушает произведение.

Внутренний мир картины живет своей независимой жизнью и действует на зрителя только своим художественным образом в целом. В этом и заключается ее огромная сила воздействия. Тонкий художник умеет сделать так, будто бы перед зрителем открывается дверь и он застает все заключенное в картине действие как бы врасплох. Такая неожиданность особенно волнует, поражает, берет в плен своей общей художественной правдивостью, и только потом зритель начинает всматриваться в детали, находить в них подтверждение общей идее и любоваться мастерством исполнения.

Композиция в живописи
Статья 5 из 10
Пожалуйста, войдите, чтобы оставить комментарий