Композиция в живописи. Опыт и воображение
Для лучшего понимания того, что представляет собой композиция в живописи, начинающему художнику полезно вникнуть, как мастера искусства создавали свои картины. Полезно также прислушаться к тому, что они говорили о своей работе над композицией.
Различные художники по-разному решали свою задачу, в этом проявляется индивидуальность каждого из них. Подвести их всех под одну мерку нет возможности. Одни начинали с общей идеи, захватившей их или подсказанной им заказчиками. Были художники, которые способны были вдохновиться философской идеей. Разумеется, идея, тема, сюжет, с которых начинали художники, получали в их работах художественное воплощение и не оставались всего лишь выражением их добрых намерений. Другим художникам при создании картин служили исходной точкой непосредственные зрительные впечатления, способные натолкнуть на мысли, на размышления. Брюллова натолкнула на создание «Последнего дня Помпеи» увиденная опера на эту тему (следы некоторой театральности остались и в его законченной картине). Другие художники лепили из воска маленькие фигурки, расставляли их в ящике, соответственно освещали мизансцену, и это подталкивало их воображение, когда они принимались за композицию. Наоборот, Суриков и при создании картины «Меншиков в Березове» шел от жизненных впечатлений.
«Я жил под Москвой на даче, — рассказывал он, — в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет и работать нельзя. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков… сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу»
Сохранился этюд Сурикова, написанный на даче, из которого, как из зерна, выросла его знаменитая картина.
В работе мастеров живописи над композицией перемежаются два момента, их живое взаимодействие — условие плодотворности работы. В разработке композиции может играть существенную роль сознательный момент, ясно осознанное намерение художника достигнуть того или другого эффекта. Существенную роль играет и накопленный им опыт, знакомство с сокровищами классического искусства, обращение за советом и помощью к авторитетам. Делакруа во время работы над своими композициями нередко посещал Лувр и подолгу простаивал перед холстами Веронезе и Рубенса. Суриков посещал Румянцевский музей, где в то время хранилась картина А. Иванова «Явление Христа народу».
Но одни сознательные усилия и познания недостаточны для того, чтобы создать композицию. Художнику оказывает немалую помощь его чутье. Нередко он долго идет наощупь, прежде чем ясно представит себе свою конечную цель. Художники многим обязаны своему воображению, этой способности без внешнего толчка зрительно и наглядно увидеть сложную композицию, которую вслед за тем предстоит перенести на холст. Делакруа особенно горячо отстаивал значение воображения.
«Это первое качество художника, — писал он. — Воображение у художника не ограничивается тем, что оно представляет себе те или иные предметы, — оно еще комбинирует их применительно к той цели, к которой оно стремится: оно создает картины, образы, которые художник создает по своей воле».
Леонардо да Винчи страстно призывал художников внимательно всматриваться в предметы реального мира. Сам он был художником зорким, наблюдательным, отзывчивым к красоте реального мира. Но и он понимал, что без воображения художник не может создавать картины, и он не пренебрегал ничем для того, чтобы подстегнуть в себе эту способность.
«Я не раз видел в облаках и стенах такие пятна, которые побуждали меня к прекрасным изобретениям различных вещей. И хотя эти пятна были лишены совершенства в любой части, все же они были не лишены совершенства в движениях и в действиях».
Впрочем, Леонардо видел в этих явлениях лишь средство пробудить воображение, но он помнил, что их недостаточно для того, чтобы довести картину до конца.
Уже с эпохи Возрождения художники при работе над композицией начинали с того, что создавали эскизы и рисунки. В них они в самой общей форме, иногда грубыми штрихами, стремились схватить главный мотив, который им предстояло дальше разработать. Сохранилось огромное количество эскизов А. Иванова к «Явлению Христа народу», а также эскизов Сурикова к «Боярыне Морозовой». В них можно видеть, как выкристаллизовывалось зерно композиции, которое легло в основу обеих картин. Каждым последующим эскизом художник поправлял самого себя и все больше приближался к совершенству. Сохранилось огромное количество рисунков Рембрандта, но из них только немногие легли в основу его картин. Большинство рисунков так и не было реализовано им и осталось в качестве «сырых заготовок». Однако в руках такого мастера, как Рембрандт, даже листы, которых он едва коснулся кистью или пером, драгоценны как стенографическая запись его композиционных фантазий. Во многих рисунках ясно выступает ядро его замыслов.
Один из шедевров Рембрандта — рисунок «Добрый самарянин».
Путешественника ограбили и избили разбойники, пострадавшему оказал помощь «презренный самарянин», доставив его раздетого и раненого в придорожную харчевню. Эта притча о человеческом несчастье и о человеческой доброте в рисунке Рембрандта только намечена, и, тем не менее, рисунок очень содержателен и значителен. В будничных предметах раскрывается их внутренний смысл. Слуги несут пострадавшего, его голова поникла, рука упала, можно догадаться о его плачевном состоянии. Фигура в высоком тюрбане на пороге дома — это, видимо, и есть добрый самарянин, который поручает несчастного хозяину харчевни. Композиция Рембрандта соткана из глубоких переживаний. Она просто и ясно построена, фигуры и предметы расположены в пределах плоскости листа. В центре группа: конь, слуги и пострадавший, слева — стена с арками, откуда идет свет — мирная пристань для пострадавшего.
В ходе работы над эскизом, да и позднее, художник отходит от своей композиции, чтобы издали окинуть ее одним взглядом и убедиться в том, что она не распадается на части. Издали яснее, насколько ему удалось выявить ведущие контуры, общие соотношения масс и пятен, от которых не должны отвлекать внимания частности. Подспорьем для проверки может служить художнику зеркало. В зеркальном отражении каждая композиция, особенно если она асимметрична, меняет свой характер, иногда до неузнаваемости (сани боярыни Морозовой в зеркальном отражении более стремительно несутся вглубь, чем в самой картине). Вместе с тем в зеркальном отражении выпирают и недостатки картины. Долго работая над своим холстом, художник перестает их замечать, но зеркало помогает их обнаружить. Хороший способ проверки композиции — это однотонная фотография с нее, так как с исчезновением красок в картине более отчетливо выступают соотношения форм, пятен, объемов и линий, их недостатки, которые нуждаются в поправке.
Общий закон композиции — требование цельности и единства — по-разному проявляется в различных видах живописи. Композиция в натюрморте сказывается прежде всего в расположении предметов, которые предстоит художнику писать. Не менее существенно, как предметы будут расположены в картине. Натюрморт Шардена, например, примечателен тем, что предметы в нем не так тесно заполняют картину, как обычно в натюрмортах голландцев.
Голова Гермеса занимает в нем середину, это главный персонаж. Гипсовый слепок выглядит почти как живое существо. Книги и свернутые листы бумаги широко раскинуты, как лепестки цветка. Соответственно этому холст растянут вширь. В этом натюрморте много воздуха и света.
Композиция дает о себе знать и в пейзаже, даже если он написан с натуры и художник внимательно перенес на холст то, что в природе было у него перед глазами. Картина Остроухова «Сиверко» дает ясное представление о том, что такое композиция в пейзаже. Она сказывается прежде всего в выборе точки зрения.
В пейзаже Остроухова выбран поворот широкой реки, ее песчаный берег, который своим краем как бы втягивает зрителя в картину и вместе с тем позволяет ему обнять одним взглядом просторы прибрежных лугов и далекий темный лес на горизонте. Низко плывущие по небу свинцово-серые тучи включаются в неторопливое дыхание всей могучей суровой природы.