Поэтапное рисование для детей
Поэтапное рисование — это процесс, в котором детям (и взрослым) предоставляются пошаговые инструкции для того, чтобы помочь им нарисовать готовую картину. Рисунок, как правило, начинается с самых простых геометрических фигур, которые потом последовательно усложняются и дополняются мелкими деталями. В зависимости от возраста и навыков ребенка всегда можно подобрать что-то наиболее подходящее. И обязательно нужно спросить самого начинающего художника — ему должно нравиться то, что он рисует!
Методики обучения детей рисованию
Всего существует несколько обучающих рисованию методик.
Одна из них — это непосредственное наблюдение за предметами внешнего мира и срисовывание их, соответственно, с натуры. Это хороший способ, но у многих детей может не получиться сразу изобразить что-то похожее, из-за чего они могут расстроиться и вовсе больше не подходить к карандашу и бумаге, считая себя неспособными. Это представление у некоторых может остаться и во взрослом возрасте. Поэтому вариант, когда некоторые родители просто вручают ребенку карандаши и бумагу и говорят — рисуй, для ребенка может быть не самым удачным. Просто потому, что он еще не знает, как именно можно изобразить все то, что ему хочется, а никаких навыков ему никто даже не пытается прививать.
Помню, в детстве пришла я как-то в художественную студию, и там стояли другие дети перед мольбертами и что-то рисовали. И мне тоже дали один свободный и сказали — рисуй то же, что и все. Я посмотрела — а там у них озеро с лебедями. А откуда мне было знать, как их рисовать? И я тогда подумала, что рисование просто не для меня. Хотя если бы мне хотя бы в общих чертах объяснили, как изображаются лебеди, на простых поэтапных схемах, — тогда у меня хватило бы вдохновения на то, чтобы дорисовать остальные части картины. Больше я туда, конечно, не ходила. Вот так взрослые, по своему невниманию и незнанию, могут на долгие годы отбить у ребенка желание заниматься каким-либо творчеством.
Поэтапное рисование хорошо тем, что с его помощью ребенок с первого раза нарисует что-то очень узнаваемое, то есть рисунок получится сразу. А если тренироваться постоянно, то через какое-то время будут освоены основные принципы построения фигур и контуров животных, птиц, растений и различных предметов этого мира, после чего ребенок сможет рисовать уже самостоятельно, не прибегая к поэтапным инструкциям.
Можно задаться вопросом — но ведь такие фигуры не реалистичны, будет ли это нести настоящую пользу? Дело в том, что детям и не нужно реалистичности на этапе освоения принципов рисования. Им гораздо важнее узнаваемость (лошадка! котенок!), что даст им уверенность в своих способностях и приобщит к процессу творческого художественного познания мира.
Цели поэтапного рисования
Обучение детей процессу поэтапного рисования имеет несколько целей:
- развитие мелкой моторики рук;
- уравновешение психоэмоциональной сферы;
- приобретение навыков следования указаниям;
- увеличение словарного запаса;
- развитие творческих способностей;
- новый способ познания мира;
- веселое времяпровождение.
Для того, чтобы уроки поэтапного рисования были максимально эффективными и привлекательными для ребенка, родителю нужно для начала самому научиться рисовать выбранные картинки по схемам, то есть немного потренироваться перед тем, как предлагать новое занятие малышу. Возможно, нужно будет провести первые линии вместе с ним, показывая, как должен выглядеть круг, а как, например, треугольник.
Материалы для рисования
Материалы, которые вам понадобятся:
- Листы бумаги. Можно взять обычную принтерную, она, конечно, совсем тоненькая, но для карандашных рисунков самое то. Если вы рисуете маркерами, фломастерами или красками, бумагу нужно взять поплотнее.
- Простой карандаш, мягкость лучше выбрать в районе B-2B. Чем мягче карандаш, тем ярче и толще линии, к тому же на мягкий карандаш не нужно сильно давить. В этой статье можно ознакомиться с тем, как нужно держать карандаш.
- Ластик, тут тоже чем мягче, тем лучше.
- Цветные карандаши, фломастеры или краски для раскрашивания.
Рабочее место для ребенка должно быть удобным, свет, как обычно, должен падать слева, если ребенок правша (или справа для левшей), на столе должно быть достаточно места.