Как сделать стенгазету своими руками: советы по оформлению
Нам бы хотелось, чтобы эта статья помогла всем тем, кто не имеет достаточного опыта в художественном оформлении, сделать стенгазету своими руками. Само собой разумеется, что нет готовых рецептов по выполнению той или иной стенгазеты. Следует, однако, помнить, что любое художественное оформление должно отвечать содержанию номера, исходить из того текстового материала, который должен быть помещен в газете.
Оформление стенгазеты
Заголовок стенгазеты всегда необходимо выделять. Нарушение этого требования затрудняет чтение заголовка, который является как бы введением в газету, ее «лицом».
Сначала делается общий эскиз оформления номера: художник обязан в первую очередь полностью ознакомиться со всем текстовым материалом, предназначенным для номера, а также выяснить пожелания и указания редакционной коллегии.
Зачастую бывает так, что текста имеется мало, а оформительское поле велико. Тогда большее внимание уделяется изобразительному материалу. Ему и места в этом случае отводится больше. Увеличивается поле для заголовков заметок и для иллюстраций.
Если художник не ограничен бумагой, он должен прикинуть, как целесообразнее распределить имеющийся у него текстовый и оформительский материал: на одном, двух или трех стандартных листах бумаги и определить, какое и сколько места следует отвести для общего заголовка газеты.
Часто содержание стенгазеты требует включения в ее оформление одного-двух слоганов. Размещение слогана в газете может быть различным. Чаще всего его пишут вдоль верхнего края газетного поля. Вместе с тем слоган можно разместить и в вертикальном направлении в левой части стенгазеты, для чего он разбивается на короткие строчки.
Существует стандартный прием, в силу которого художники отводят для общего заголовка газеты левый верхний ее угол. Это, однако, совсем не обязательно. Можно указать много примеров, когда общий заголовок стенгазеты компонуется и через весь ее верхний край, а не только угол, и даже вдоль нижнего края.
Художнику следует позаботиться о том, чтобы текстовый материал был удобочитаемым. Для этого нужно избегать громоздких по величине текстов, если это, разумеется, не сказывается на содержании последних.
В том случае когда заметка, несмотря на ее сокращение, получается все же большой, ее необходимо разместить не в один, а в два столбца.
Художнику нужно уяснить себе, каков должен быть общий характер стенгазеты, которую он делает. Скажем, если она посвящена празднованию Дня знаний, то характер оформления должен отличаться от оформления стенгазеты, посвященной 8 марта или Новому году.
Даже общая цветовая характеристика газеты должна быть учтена, не говоря уже об иллюстрациях.
Зачастую стенгазета выглядит очень крикливой. Читатель бывает ошарашен обилием красок, иллюстраций, сумбурным расположением материала. Это свидетельствует о том, что художник не продумал содержания газеты, ее целенаправленности.
Надо уяснить себе, что не все в газете одинаково по значению. Одни заметки следует выделить из общего числа, другие, сходные по своему содержанию, можно поместить в общий раздел, и этот раздел выделить соответствующим образом.
Отдел юмора, как правило, выделяется и местом и оформлением.
Чем больше газета будет продумана, тем большее удовлетворение она принесет и зрителю, и редколлегии, и самому художнику.
Иллюстрации в газете рекомендуется делать на отдельных листках, которые затем вклеиваются в номер. Если иллюстрации делать непосредственно в газете, то испорченный рисунок очень трудно исправить и он будет диссонировать с общим решением. Всегда неприятны в стенгазете небрежность и грязь.
Нельзя сильно сближать между собой заметки. Надо четко разграничивать одну от другой или белой каймой или четкой тонкой линией того или иного цвета.
Бумага, на которой оформляется номер и на которую наклеивается текстовый материал, должна быть чистой, без изъянов и вмятин.
Очень важно сохранить масштабы величины шрифта для заголовков, заметок. Шрифт должен быть четким, удобочитаемым. Там, где заметку надо выделить, можно это сделать за счет размеров букв в заголовке, но любая акцентировка не должна переходить чувства меры.
Нужно, чтобы шрифт был равномерно заполнен краской, поэтому выполнять его предпочтительно гуашью и черной тушью, а не акварелью. Цветные же иллюстрации лучше делать акварелью, как и фон, окружающий шрифт.
Выделять те или иные заголовки можно удачно вкомпонованной по замыслу иллюстрацией, а также метко придуманным названием.
Какие выбрать цвета?
Немаловажную роль в художественном оформлении стенгазеты имеет хорошо продуманное цветовое оформление.
Цвета, в соответствии с композиционным замыслом, должны быть взяты не случайно, а специально подобраны с таким расчетом, чтобы их сочетание было гармоничным, не беспокоящим глаз.
Очень хорошо, когда отдельные заголовки в газете трактуются ярко и сочно, но когда вся газета наполнена яркими красками, которые спорят друг с другом и придают пестроту, она будет говорить о дурном вкусе художника и вызывать чувство беспокойства и неудовлетворенности. Таким образом, количество цветов при оформлении газеты желательно ограничить.
Целесообразно сделать один из цветов в стенгазете ведущим, доминирующим, с тем чтобы другие играли вспомогательную роль.
Используя законы контрастов, художник может достигнуть большей выразительности в оформлении стенгазеты.
Отыскивая гармонию цветовых сочетаний, необходимо учитывать количественное соотношение цветов между собой. Так, зеленый цвет, расположенный на красном поле, дает резкое, неприятное сочетание. В то же время небольшое пятно красного на зеленом фоне выглядит спокойно, производит приятное впечатление.
Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешении теплых и холодных цветов. Следует помнить, что теплые цвета выигрывают рядом с темными: красные, оранжевые, желтые с черными и темно-серыми. Наоборот, холодные цвета выигрывают рядом со светлыми, например синие со светло-серыми, бледно-розовыми, белыми, бледно-зелеными и так далее. Фиолетовый и зеленый (изумрудная зелень) со светло-серыми, бледно-желтыми, бледно-розовыми, бледно-зелеными, лиловыми и так далее.
Когда хотят активизировать тот или иной цвет, его берут в окружении менее ярких.
К белому цвету подходят краски, бедные черным: розовый, желтый, небесно-голубой, лиловый, красно-киноварный. И, наоборот, краски, близкие к черным, — бутылочно-зеленый, сине-черный, черновато-желтый — дисгармонируют с белым.
В то же время к черному подходят цвета, которые бедны белым: черно-красный, фиолетовый, коричневый.
Хороши сочетания золотисто-желтого с фиолетовым и пурпурным; оранжевого с ультрамарином и бирюзовым; светло-лимонно-желтого с фиолетовым и черным; пурпурно-красного с бирюзовым и желтым цвета желтого кадмия; бронзового, цвета желтого кадмия с черным; желто-лимонного с терракотовым; золотисто-желтого, впадающего в коричневый, с зеленым; темно-зеленого с кремовым.
Разумеется, это не исчерпывает всех возможностей, которые художник может использовать в работе. Приведенные выше красочные сочетания служат лишь в качестве ориентировки.
Художнику следует иметь в виду, что содержание той или иной статьи диктует и соответствующее цветовое оформление. Нерезонно, например, слово «солнце» писать черным цветом, как и слово «мир».
Оформляем заголовки
Попробуем разобраться в характере оформления отдельных заголовков.
Предположим, мы оформляем заметку, озаглавленную «Мороз и солнце, день чудесный». Здесь можно использовать вертикально стоящие буквы с буквами, стоящими наклонно (курсивом). Это вносит определенное оживление в оформление заголовка.
В заголовке «Ночной зефир струит эфир» сочетаются буквы курсивного начертания с буквами заглавными.
В заголовке «Недавно темною порою, когда пустынная луна» использованы буквы жирного, тонкого начертания и курсива.
Немаловажное значение имеет композиционное размещение строк в заголовке. На рисунке ниже мы показываем так называемую флаговую композицию, где начало слова каждой строки находится на одной вертикали.
На этом рисунке изображена ступенчатая композиция. Строки этого заголовка изображены последовательно одна за другой, как бы по нисходящим ступеням.
Само собою разумеется, что предлагаемые примеры не ограничивают большое количество разнообразнейших решений, встречающихся в оформлении стенгазеты. Мы лишь хотели ориентировать читателя в соответствующем направлении.
Вдумчивый художник найдет немало находок и решений, правильно осмысливая имеющийся у него материал для оформления стенгазеты.
В заключение хочется сказать, что данная статья может дать только общие представления о шрифтах, о выполнении слоганов и стенгазет. Навыки в работе и уверенность появляются у художника в процессе его практической деятельности.