Анатомия человека для художников. Мышцы и движения тела

Представленные здесь принципы зарекомендовали себя как простые и эффективные в построении человеческой фигуры.

При взгляде на любой рисунок мы видим линии, плоскости или формы. В процессе рисования они могут стать движущимися линиями, движущимися плоскостями или движущимися формами. Линия в построении идет первой, но поскольку мысленное представление должно предшествовать физическому воплощению, сначала нам нужно создать в воображении форму, потом — плоскость, и только потом приступать к рисованию линии.

Думайте в категориях форм и затем проявляйте их в линиях.

Формы примерно одного размера или пропорций воспринимаются как одна, а не как несколько. Те из них, которые имеют разные размеры, в плане движения можно представить как вклинивающиеся друг в друга, как соединенные между собой или как взаимоблокирующие.

Самая эффективная концепция для понимания этого — вклинивание.

Пластическая анатомия. Формы
Пластическая анатомия. Формы

Общая анатомия

Кости представляют собой систему рычагов тела. С точки зрения архитектуры их можно представить как купол головы, арки стоп, столбы ног и так далее, а с точки зрения механики — как шарниры локтей и рычаги конечностей.

Связки представляют собой систему сжатия или растяжения и также подчиняются законам механики.

Мышечная система — это совокупность мышечных волокон человека, позволяющая двигаться через их сжатие или сокращение. В сжатии мышцы напрягаются и увеличиваются, а в расслабленном состоянии становятся дряблыми и мягкими. Мускулы, прикрепленные к костям и связкам, представляют систему движения. В них выражаются, соответственно, законы динамики и силы.

Для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, должна быть соответствующая мышца, тянущая в противоположном направлении. Таким образом мускулы соединяются по всему телу. Каждая мышца с правой стороны должна быть соединена с другой слева, для каждой сгибающей мышцы спереди должна быть соответствующая разгибающая мышца сзади.

Мышцы также представляют собой систему рычагов. Они прямо пропорциональны по отношению к длине рычага, который они двигают. Мышцы отдельных пальцев маленькие и расположены между костями руки. Они становятся больше по мере продвижения вверх по руке. Мышцы предплечья больше, чем мышцы пальцев, а мускулы плеча, соответственно, еще больше.

Объемы и движения тела. Наклоны
Объемы и движения тела. Наклоны

Мышцы и движения тела

Формы головы, грудной клетки и таза неизменны.

Любые мышцы, как бы они не назывались и какой бы ни была их форма, следует понимать как мышечные группы.

Построение фигуры должно начинаться с размышления об этих группах и об их соотношениях между собой. О них следует думать подобно тому, как мы представляем себе тело осы, части тела которой соединены между собой одной вертикальной линией, то есть без учета взаимодействия этих частей между собой.

В идеале, в силу гравитации, эти мышечные группы будут симметрично сбалансированы друг с другом. Но по факту так происходит очень редко, и, тем более, никогда не бывает в движении. В соотношении между собой мышцы ограничены тремя возможными плоскостями движения: они могут быть согнуты вперед или назад в сагиттальной, или срединной плоскости, скручены в горизонтальной плоскости или наклонены в фронтальной плоскости. Практически все три движения присутствуют в разной степени в любой момент времени.

Горизонтальная, сагиттальная и фронтальная плоскости. Наклоны и скрутки
Горизонтальная, сагиттальная и фронтальная плоскости. Наклоны и скрутки

В этих различных движениях пределом является позвоночник. Позвоночник — это структура, которая соединяет одну часть тела с другой. Это опорная колонна, занимающая почти центр или вертикальную ось тела и представляющая собой чередующиеся позвоночные диски и очень эластичные хрящи. Каждый сегмент — это шарнир, рычаг которого обращен к длинной бороздке в спине. Позвоночник является естественным ограничителем для движущихся мышц, создавая в конечном счете линии фактического контура.

По материалам George B. Bridgman, "Constructive anatomy".

Комментировать

Пожалуйста, войдите, чтобы оставить комментарий